Экономического смысла в обмене подарками нет никакого, особенно если цена у них примерно одинакова. Хотя, как подсчитала профессор психологии Джоел Вальдфогель, подарок обесценивается в нашем сознании как минимум на треть, если не нравится нам. А потому гораздо разумнее, с экономической точки зрения, просто вручить подарочный сертификат (подарочную карту) определённого номинала – и пусть именинник сам ломает голову, выбирая себе товар на эту сумму!
Однако, психологам само существование подарочных сертификатов не нравится. Они считают, что это разрушает традицию обмена подарками, уходящую вглубь веков. Ведь эта традиция, по словам французского этнографа и социолога Марселя Мосса, обеспечивает поддержание эмоциональных, социальных и культурных связей между людьми. «Подарок теряет свою символичную суть и становится просто товаром», – замечает и Антонио Каллари, профессор колледжа Франклина и Маршалла, изучающий культурные и психологические аспекты дарения подарков.
Подарок – это способ участвовать в жизни другого человека. Всегда есть риск подарить «не то». При этом происходят не только экономические потери, отмеченные Джоел Вальдфогель. Гораздо важнее психологические потери: человек осознаёт, что недостаточно близко знаком с тем, кто подарил ему ненужный подарок. Отсюда появляется стремление минимизировать риски, оправданное экономически, которое, в свою очередь, приводит в наши дни к понижению ценности самого понятия подарка, считает Марк Остин из колледжа Лойола в Балтиморе. «В борьбе экономического и психологического аргументов, экономический одерживает верх», – с грустью констатирует он.
Другое дело, если в виде подарочного сертификата вручается Приключение. Например, семейная фотосессия или, скажем, сеанс массажа или урок бокинга . В этом случае подарочный сертификат уже становится не просто сертификатом, а оригинальным подарком, который способен вызвать у человека множество позитивных эмоций. Подарки-приключения все больше и больше становятся популярными, их не только удобно дарить, но приятно получать.