0 из 0

Создать тему

Проблемы нашего города: О парковках, пешеходных дорожках, тупиках и транспортных пробках

-2

ПРОБЛЕМЫ НАШЕГО ГОРОДА:
О ПАРКОВКАХ, ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖКАХ, ТУПИКАХ И ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБКАХ. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

(По состоянию на октябрь 2010г. Некоторые разделы требуют обновления)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТА
в г.ПЕТРОЗАВОДСКЕ (статистика 2008-9г.г. – и требует обновления)

В настоящее время в Петрозаводске насчитывается более 95 тыс. автомобилей (в т.ч. 83 тыс. – личный автотранспорт). Нетрудно подсчитать, что при населении в Петрозаводске - 270,6 тыс. чел. - уровень автомобилизации составляет 354 автомобиля на 1000 жителей, из них легковых автомобилей приходится 266 единиц на тысячу горожан, или один автомобиль на 3,8 человека.
При этом общее количество мест хранения транспорта (гаражи, автостоянки) – 52,5 тысячи. То, есть более 40 тысяч автомобилей или около 45% от общего количества размещены во дворах.
Только, за последние 4 года, парк личного автотранспорта вырос примерно на 20 тысяч единиц, то есть в среднем, рост составляет 5 тыс. единиц или 5,5% в год.
В августе-сентябре 2008 года аналитическое агентство «Автостат» проводило исследование структуры автомобильных парков и составило рейтинговую таблицу по 170 городам России. Петрозаводск почему-то в этой таблице отсутствует.
Согласно этим исследованиям в Москве с населением 10443 тыс чел. численность автопарка составляет 3527,1 тыс. единиц, что по уровню автомобилизации составляет 338 автомобилей на 1000 жителей, и в рейтинге Москва занимает 7-е место среди городов России. Годовой темп прироста автопарка в Москве составляет около 300 тыс. автомобилей или 8,5%.
В Санкт-Петербурге с населением 4571 тыс. чел. численность автопарка составляет 1087,1 тыс. единиц или 238 автомобилей на 1000 жителей, и в рейтинге занимает 23 место.
Недавно Автостат подготовил обновленную информацию по всем регионам России. Согласно последнему исследованию структуры автопарка, число транспортных средств на территории России составило без малого 41 млн. единиц (в т.ч. 33,51 млн. легковых автомобилей), и увеличилось за последние 3 года более чем на 5 млн. единиц, а по прогнозу к 2015-2016 году число автотранспорта вырастет до 50 млн. единиц.
Нетрудно подсчитать, что годовой темп прироста автотранспорта по России составляет около 3,8% в год, и за 5 лет по прогнозу автопарк вырастет еще на 22%.
Теперь на каждую тысячу россиян приходится 238 автомобилей, (годом ранее аналогичный показатель составлял 230 автомобилей), что по уровню автомобилизации более чем в три раза меньше, чем в США (765) и в два раза меньше, чем в Германии (572 единицы), Великобритании (552), Чехии (424) и среднеевропейскогого уровня (500). Таким образом, у нас впереди еще очень большие возможности роста уровня автомобилизации.
Как ни странно, Россия по этому показателю находится на уровне США 1938 года - 231 автомобиль на 1000 человек.
При сравнении, можно также сделать вывод, что в г.Петрозаводске уровень автомобилизации выше среднероссийского показателя в 1,49 раза, г.Москвы в 1,05 раза, г.Санкт-Петербурга в 1,48 раза и оказывается наравне с г.Краснодаром (350 автомобилей на 1000 жителей), который занимает 5 место в рейтинговой таблице городов России по этому уровню. Уровень автомобилизации - это индикатор благосостояния общества. По-видимому, у нас в этом вопросе не все так плохо по сравнению с другими регионами.
Пик продаж автомобилей в России по прогнозам Минпромторга РФ может быть достигнут в 2014 году.
В 2020-25г.г. – по прогнозу на каждую тысячу жителей России будет приходиться 550 автомобилей.
Динамика ежегодного прироста автомобилей в Петрозаводске (5,5%) превышает в 1,45 раза среднегодовой темп прироста автомобилей по России (3,8%) и отстает в 1,55 раза от г.Москвы (8,5%).
Теоретически, в Петрозаводске при ежегодном росте автопарка на 5 тыс. единиц, через 10 лет (к 2020 году) этот парк может возрасти на 50 тысяч автомобилей, т.е. увеличиться в 1,5 раза и достигнуть уровня автомобилизации современной Европы.
С учетом планов Правительства о сближении уровня жизни россиян с европейским уровнем можно предположить, что тенденция темпов роста уровня автомобилизации сохранится.
В Советские времена расчетный уровень автомобилизации был принят 60 автомобилей на 1000 жителей. В Петрозаводске уровень автомобилизации уже в 6 раз превысил советские нормативы. Транспортная инфраструктура городов России 30 лет практически не развивалась.
Вот причины того, что уже сейчас в нашем небольшом городе пробки на дорогах обычное явление, и во дворах тоже творится столпотворение. В городе, практически отсутствует инфраструктура парковок. Где, в ближайшей перспективе, мы будем размещать весь этот автотранспорт? Ранее, наши дороги и дворы на такое количество автомобилей не планировались. И об этом, не откладывая, нужно думать уже сегодня. Муниципальные программы, к сожалению, не предусматривают решение вопросов по увеличению парковок.
В настоящее время разрабатывается «Транспортная концепция г.Петрозаводска», которой занимаются специалисты из Германии. Этот проект, в котором участвуют три германские фирмы был представлен на обсуждение в Мэрию г.Петрозаводска 14.10.2010г. Но он не решает проблему парковок.
Я полагаю, в Мэрии недооценивают эту ситуацию. А отписки и молчание Мэрии можно трактовать, как нежелание заниматься этим вопросом.
Чтобы избежать уже в ближайшем будущем больших проблем, необходимо решение проблемы парковок сделать приоритетной – первоочередной задачей перед всеми другими дорожными проектами в городе.
(Все статистические данные использованы по состоянию на октябрь 2010 года и требуют обновления.)

«ПАРКОВКИ -- В КАЖДЫЙ ДВОР»
-- ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ МЕСТ ПАРКОВОК
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ В Г.ПЕТРОЗАВОДСКЕ

Это должно стать ЛОЗУНГОМ И ПРОГРАММОЙ БЛАГОУСТРОЙСТВА НАШЕГО ГОРОДА. Другого решения нет.
В настоящее время, основная часть автодорог приведена в порядок. Следующий этап в планах города – программа ремонта дворовых территорий, включающая ямочный ремонт асфальтовых покрытий во дворах, которая стартовала уже этой осенью.
В ближайшее время в Петрозаводске будет разработана целевая муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий. Планируемый срок ее реализации – 3 года.
Но почему-то, в этой программе не предусмотрено решение вопросов по увеличению количества парковок во дворах и строительству новых пешеходных дорожек (о которых коснемся во второй части статьи). Сложившаяся обстановка уже требует срочного решения этих проблем и является одним из условий создания комфортного проживания граждан и улучшения социально-психологической обстановки в городе.
Большинство автолюбителей с проблемой парковок сталкиваются каждый день, и у всех она отнимает много времени и нервов.
Автомобили уже не помещаются во дворах, их ставят, где и как попало, и с каждым годом эта проблема все более обостряется. Парковки это уже, по сути, кричащая проблема в городе, и ее нужно решать в первую очередь.
А если непредвиденные обстоятельства (не дай бог – пожары или необходимость оказания скорой медицинской помощи)??? Таким образом, это и вопрос безопасности жителей нашего города.
Многие говорят о необходимости обустройства мест парковок, но другое дело – как это лучше сделать?
В Москве надежды на решение проблемы парковок в жилых районах города возлагались на программу Правительства Москвы «Народный гараж», однако уже многие годы эта программа буксует, и это не решило проблем. Во-первых, обычно гараж находится далеко и не везде он есть, а во-вторых, гараж за 350 тысяч рублей не всем по карману. В настоящее время новое руководство г.Москвы пытается найти другие пути выхода из этой трудной ситуации.
Во дворах нашего города стало тоже очень тесно (из-за узких проездов, недостатка парковок, сплошных тупиков без сквозных проездов), что уже больше не вмещается резко возросшее количество автомобилей. Все дворы, кругом хаотично, как попало, заставлены машинами (на газонах, детских площадках, пешеходных тротуарах и дорожках), и нередко полностью перегораживают путь для движения автотранспорта и пешеходов, и исключают возможность припарковаться.
Негативные последствия отсутствия парковок:
- большие потери времени гражданами на разъезды, ожидание и поиск парковок;
- недопустимые опоздания (когда решают секунды) в работе спецмашин (скорой помощи, пожарных и др. машин), людей на работу и т.д.;
- повышенная аварийность из-за скученности автотранспорта и снижения зоны видимости во дворах;
- является причиной возникновения острых ситуаций между водителями (ссоры, раздоры);
- излишне израсходованный бензин, выхлопные газы и соответственно ухудшение экологии;
Нередко водители при отсутствии мест парковок вынуждены ставить свои автомашины на ночь вдалеке от места проживания, рискуя при этом его сохранностью.
Да и культура водителей часто не блещет, ставят автомашины, где и как попало по принципу: «Если не запрещено, то разрешено», не задумываясь о создаваемых проблемах для других. Везде же знаки не поставишь.
Самым проблемным в отношении парковок является микрорайон Ключевой, где ширина проездов напротив фасадов домов составляет всего 3,5м. Немного лучше на Кукковке. И как, в таком случае, соблюсти требования противопожарной безопасности при такой ширине проезжей части, когда еще вдоль нее еще припаркованы машины. Ни проехать, ни пройти.
От указанных выше проблем страдают все горожане. Если сложить все негативные последствия, с которыми мы каждодневно сталкиваемся, то за несколько лет они возможно перекроют те затраты, которые нужно сделать для наведения порядка.
Основной причиной нехватки парковок для автомобилей во дворах домов (кроме роста автопарка), в настоящее время, является нерациональная схема их размещения, когда все машины ставят сбоку, параллельно проезжей части напротив фасадов зданий. Назовем ее «продольной схемой» (см. фото 1 – DSC00797). Недостатками такой схемы является малая вместимость парковок, затруднения при въезде и выезде, когда рядом припаркованные машины не оставляют пространства для этого маневра. А здесь и опоздания, сорванные дела, потерянное время и другие непредвиденные случаи.
Кроме того, при существующей схеме, для размещения автотранспорта требуется много места, т.к. для обеспечения их свободного въезда и выезда промежутки между автомашинами (спереди и сзади), составляют на практике от 1 до 6 метров. При расстоянии между машинами менее 6,0 метров обычный легковой автомобиль длиной 4 метра уже невозможно поставить, и это пространство пустует. Средний разрыв между автомобилями при таком способе составляет около 2,5 метров. Таким образом, при длине легковых автомобилей 4-5 метров, в среднем, одно парковочное место занимает не менее 6,5-7,5 метров.
К примеру, напротив 60-квартирного 5 –этажного дома длиной 65 метров, при таком расположении можно разместить на парковке максимум 8,6 – 10,0 автомобиля.
В соответствии с п.2.9 «Раздел жилая застройка» «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений» СНиПа 2.07.01- 89 ширина полосы движения второстепенных проездов к отдельно стоящим зданиям должны быть не менее 3,5 метров, а в пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 метров.
На Древлянке эти условия выдерживаются (5,5 м), а на Ключевой, Кукковке и других микрорайонах не соответствуют им, и составляют всего 3,5м.
В соответствии с п.6 ст.67 Федерального Закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (вступил в действие с 01.05.2009г.) ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.
Следовательно, существующая ширина проездов во дворах города (в т.ч. и на Древлянке) не соответствует современным требованиям пожарной безопасности, установленных Федеральным Законом.
Как увеличить количество парковочных мест во дворах? Решение есть, оно на поверхности, и всем уже давно известное. В целях значительного увеличения емкости стоянок для автомобилей нужно, повсеместно, во всех дворах города, вдоль улиц, транспортных путей изменить схему парковки с продольной на перпендикулярную проезжей части, назовем ее далее «параллельной схемой» (см. фото 2 – DSC00807). Сейчас это единственный и наиболее эффективный выход решения этой проблемы.
При параллельной схеме парковки автомобиля одно место займет по ширине и длине не более 2,5 х5,0 метра.
Подобную схему парковки используют на платных стоянках и стоянках рядом с крупными супермаркетами. Почему? Потому что вместимость автотранспорта на единицу площади более чем в 3 раза выше (один проезд на две стороны мест парковок), чем при продольной схеме. А они деньги считать умеют, т.к. земельный налог и арендная плата за землю исчисляется с площади. А теперь почему бы такую схему не «растиражировать» в каждом дворе города.
Для реализации предложенной схемы необходимо в каждом дворе (вдоль фасадов домов) города произвести уширение проездов с 3,5 -5,5 метров до 8,5 метров, т.е. увеличить на 3,0 – 5,0 метров (на Древлянке - на 3 метра, на Ключевой – 5 метров), что позволит изменить схему парковки с продольной на параллельную Такая схема позволит сразу увеличить емкость парковок в 2,6-3 раза.
Одно парковочное место будет уже занимать 2,5 метра, а не 6,5 – 7,5 метров как при продольной схеме парковки. Соотношение 6,5-7,5/ 2,5 = 2,6 – 3,0 раза. Полагаю, другого более эффективного решения этой проблемы не существует.
В некоторых местах города приходилось наблюдать, когда достаточно расширить площадь всего на 1,5 метра, чтобы изменить схему парковки на параллельную и резко увеличить ее вместимость.
В настоящее время, к примеру, во дворах на Древлянке ширина проезжей части с продольной парковкой машин составляет 5,5 м, из них около 2 метров занимают автомашины, остальное 3,5 метров – проезжая часть.
При изменении схемы парковки с продольной на параллельную, общая ширина составит 8,5м (длина парковочного места 5,0 м плюс требуемая противопожарными нормами ширина проезда - 3,5м). Следовательно, нужно добавить по ширине всего 3,0 м, и вопрос решен.
При таком способе парковки во дворе 60 квартирного дома можно уже разместить 26 автомобилей (65/2,5), и 43% жильцов дома обеспечить парковками.

Таким образом, к примеру, в микрорайоне Древлянка, при увеличении ширины проезда всего на 3,0 метра, общая площадь под стоянки для автомобилей увеличится в 1,55 раза (8,5/5,5), но при этом вместимость стоянки по параллельной схеме увеличивается в 2,6 – 3 раза (26/8,6↔10,0). Эффективность использования (или вместимость - плотность установки автомобилей) в расчете на единицу площади (с учетом соблюдения требуемой ширины противопожарных проездов) увеличивается в 1,7-1,9 раза. Налицо, при незначительных капвложениях, экономия площади под парковки и проезды, большой экономический и особенно социальный эффект и экономия ресурсов.

В городе Петрозаводске много крутых склонов. В таком случае, в условиях тесной квартальной застройки можно использовать еще одну схему парковки в развитие «параллельной», т.е. на крутых склонах с перепадом более 2 метров парковку можно сделать в два уровня: верхний - на перекрытиях, уложенных на подпорную стенку и опоры-сваи, и нижний – в пространство под этими перекрытиями. Т.е. вместимость на одной и той же площади сразу увеличивается в два раза. Обустройство таких парковок во дворах, возможно в Центра города, между проспектами Первомайским и Октябрьским и других микрорайонах города, кроме Древлянки.
Параллельная схема позволит сразу снять проблему парковок на длительную перспективу. В городе не использованы (пустуют) большие пространства земли, примыкающие к дворовым территориям домов, много пустырей, а для парковок места нет. Пародокс!!! В этом случае, нет необходимости в выделении участков земли и строительстве дополнительно специальных стоянок для машин, удаленных от места жительства граждан. Что может быть лучше парковки, находящейся рядом во дворе???

Для решения остро назревших проблем, вместо программы ремонта асфальтовых покрытий необходима разработка комплексной программы по реконструкции и благоустройству всех дворовых территорий, включающая значительное увеличение мест парковок с применением параллельной схемы и строительство новых пешеходных дорожек.
В нашем городе в отличие от крупных городов застройка осуществлялась не так плотно, поэтому решение проблемы парковок и транспортных проблем не должно быть проблематичным.
Планировка наших дворов давно устарела (прошло уже 30-50 лет) и не соответствует современным требованиям безопасности и комфорта. Обстановку в квартире для удобства и уюта мы меняем часто, а вот во дворах у нас давно без изменений.
Чтобы учесть все детали при создании новой планировки городских дворов, целесообразно произвести их предварительную оценку специально созданной комиссией в составе проектных организаций, пожарных, медицинских и других служб, управляющих компаний, с участием жильцов домов, с точки зрения удобства и безопасности.
Для удобства пользования стоянками нужно предусмотреть соответствующую разметку, возможно с установкой ограничителей (чтобы не ставили машины хаотично), выделить места для зимних стоянок автотранспорта, которые не эксплуатируются в этот период. Это облегчило бы уборку снега с применением механизации на парковочных местах, где автолюбители постоянно эксплуатируют автомобили в зимний период.
При новом строительстве многоэтажных домов нужно учитывать возможности полного обеспечения их жителей парковками.
Обустройство стоянок с использованием параллельной схемы необходимо организовать также около учреждений (поликлиники, больницы, детские сады), магазинов, у остановок (для такси - чтобы не затруднять движения транспорта) и т.д.
Расширение дворовых территорий под места стоянок автомобилей до 8,5 метров позволит обеспечить соблюдение норм Технического регламента (6 метров) и существенно улучшить состояние противопожарной, дорожной безопасности и комфортность проживания петрозаводчан.
В данном случае, разрешения у собственников жилых домов на уширение проезжей части напротив их домов не требуется, т.к. нарушен Федеральный Закон – Технический регламент, который нужно всем беспрекословно выполнять – и муниципальным органам и собственникам жилья. Поэтому решение Мэрией о проведении работ по расширению проезжей части и обустройству мест парковок напротив домов принимается самостоятельно. А для владельцев этой территории принятое решение должно носить уведомительный характер, но предварительно перед проведением работ все нюансы по этому вопросу должны быть согласованы с жильцами домов.
Обустройство парковок должно быть организовано не в виде отдельных карманов во дворах, а с уширением проезжей части под параллельную схему стоянки на всю длину фасадов домов, и не в крупных дворах – а под лозунгом «ПАРКОВКИ - В КАЖДЫЙ ДВОР».

Территория дворовых проездов относится к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
А полоса уширения 3 метра для парковок – это городская земля, и на ее использование разрешения у жильцов домов не требуется.
Поэтому, уширение проездов во дворах не требует согласования с жителями домов, т.к. земля в полосе уширения 3-х метров находится в муниципальной собственности.
Полагаю, собственники помещений домов не будут против, если к их дворовым проездам прирежут городской «землицы». В Петрозаводске каждый третий житель имеет автомобиль, а на один автомобиль в среднем приходится семья из 2-3 человек. Таким образом, почти 90% жителей города кровно заинтересованы в разрешении проблемы парковок.
На звучавшее иногда предложение, собираться жильцам (как собственникам этой территории) деньгами вскладчину и организовывать парковки – ответ один – «мы сделаем, а ставить машины будут другие» (это послужит возникновению «разборок» между водителями), т.к. это территория общего пользования, и на нее существует публичный сервитут. Поэтому нужно осознать, что за свои деньги вскладчину жители домов никогда не будут инициировать организацию и строительство стоянок во дворах. Об этом не может быть и речи. Получается замкнутый круг, который нужно как-то разорвать.
Мэрия лукавит, когда говорит, что это дело самих жильцов домов. Жильцы домов без участия Мэрии никогда эту проблему не решат. Поэтому данный вопрос должен решаться централизованно и только за счет муниципального бюджета, и не перекладываться на жителей домов. В связи с этим, полагаю, что Мэрии не следует самоустраняться от этой проблемы и доводить до критического уровня, а необходимо инициировать вопрос по ее разрешению. Это повысит степень доверия к власти.
В настоящее же время, все упирается в нежелании муниципальной власти заниматься решением указанных проблем, о чем говорят отписки и молчание.
Сколько же может стоить обустройство парковок во дворах в г.Петрозаводска?
На Древлянке при уширении проездов на 3 метра, дополнительная площадь под одно стояночное место составит 7,5 кв. м. (3 Х 2,5). Средняя стоимость 1 кв. м укладки асфальтового покрытия с подготовкой основания (по данным 2010г.) составляет 1200 руб./м2. В других городах (по сведениям из Интернета) эта цифра не превышает 800 руб./м2. Следовательно, стоимость одного стояночного места составит – 8 - 9 тыс. руб. (7,5 х 1000 (1200).
С учетом 40 тыс. автомашин, паркующихся во дворах, для решения проблемы, чтобы «разрядить обстановку с парковками» ориентировочно нужно 320 -360 млн. рублей, а для обустройства парковок во всех дворах и на перспективу еще столько же. Итого - 640 – 720 млн. руб.
Если растянуть решение этого вопроса на 6 – 7 лет, то понадобится в среднем по 100 млн. рублей в год.
Таким образом, решение одной задачи сразу снимет много и второстепенных проблем.

О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ТУПИКОВ
В КВАРТАЛАХ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

Тупики, которых очень много во дворах нашего города, создают серьезные помехи в движении транспорта, и чаще всего их наличие необоснованно.
В соответствии с п.13 ст.67 Технического регламента тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров. В настоящее время, тупиковые площадки в городе по размерам не соответствуют требуемым параметрам и своей функции, т.к. из-за отсутствия парковок везде заставлены автомашинами.
Из-за сплошных тупиков, нередко, чтобы доехать до места, находящихся напрямую в 6 - 30 метрах нужно объехать кругом весь квартал (см. фото 3 – DSC00780 и фото 4 – DSC00782). А если пожар или необходимость в скорой помощи, когда решают секунды?
Например, в микрорайоне «Древлянка-4» планировка квартальной застройки такова, что основные, наиболее удобные пути для пешеходов пролегают вдоль дворов и поперек центральной дорожки, растянувшейся на весь квартал. Движение пешеходов по этой дорожке довольно редкое. И вот, из-за этой центральной дорожки созданы сплошные тупики и перекрыты наикратчайшие, наиболее удобные проезды для транспорта между противоположными сторонами квартала и выезды из него (см. фото 5 – DSC00784). А нормальные пешеходные дорожки там, где ходит народ, практически отсутствуют. По сути - это издержки проектирования. Таких примеров в городе очень много.
Наилучшее решение – открыть большинство тупиков по причине их нецелесообразности и надуманности. Достаточно соединить существующие тупики с подъездными дорогами (вдоль фасадов домов) участками длиной всего-то от 6 до 30 метров, и все тупики будут открыты. При этом автотранспорту будет обеспечен беспрепятственных проезд, снизится интенсивность движения и улучшится безопасность водителей и пешеходов. Кроме того, это удобство, экономия топлива, денег, сбереженное время. Капитальные затраты на ликвидацию тупиков и организацию проездов будут минимальные.

О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НЕРАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА

Утром, в узкий промежуток времени, основная масса горожан на личном автотранспорте едет на работу в центр, а вечером весь поток устремляется в обратном направлении.
Причиной этого является инфраструктурная скученность объектов жизнеобеспечения в центре города (учреждения, магазины и т.д.), являющихся основным местом работы горожан. Это, в свою очередь, приводит к скученности людей и транспорта в рабочее время в небольшом по площади районе, что является причиной возникновения пробок на дорогах, особенно в часы пик и проблем с парковками.
Что можно сделать для решения этой проблемы?
В будущем, чтобы не обострять проблем с движением автотранспорта и парковками, нужно прекратить новое строительство в центре Петрозаводска (супермаркеты и др. объекты) и перенести его в микрорайоны, избегая уплотняющей застройки в жилых кварталах. Это позволит место работы многих граждан приблизить к месту проживания, устранить лишние перемещения, сократить время в пути и затрат на транспорт.
Можно прибегнуть к опыту Москвы, где поставлен вопрос о вынесении некоторых структур, служб, учреждений, предприятий из центра города на окраины. Очевидно, в этом может помочь применение налоговых и экономических рычагов – например, увеличение ставок арендной платы за помещения и землю в центре города и существенное снижение их в «спальных» районах и т.д.
Тогда можно будет добиться более равномерного распределения мест работы и транспорта на территории города.
В идеале желательно, чтобы термин «спальный район» исчез из нашего лексикона. Все микрорайоны должны стать не только жилыми, но и административными и культурными центрами.

О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК В Г.ПЕТРОЗАВОДСКЕ.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ

Одним из условий комфортного проживания в нашем городе является возможность свободного перемещения по городу.
Автомобильные дороги постоянно ремонтируют, а вот пешеходные дорожки, с момента застройки микрорайонов вообще не приводили в порядок. В настоящее время проблему пешеходных дорожек можно охарактеризовать как «пешеходное бездорожье», особенно в спальных районах города и их состояние удручающее. Это еще мягко сказано.
Отсутствие нормальных пешеходных дорожек (включая пешеходные переходы и тротуары) сильно усложняет, и нередко препятствует возможности передвижения не только людей пожилого возраста или с ограниченными возможностями, но и здоровых людей.
Все мы, без исключения, являемся пешеходами. Поэтому, частота использования пешеходных дорожек гражданами значительно выше, чем автомобильных дорог, а площадь и капитальные затраты на строительство дорожек несопоставимо ниже. Поэтому и приоритеты в этом вопросе должны быть расставлены в их пользу. Так почему к этой проблеме такое отношение? Вероятно, сравнивают человека с вездеходом, которому «бездорожье» не помеха.
В настоящее время, в г.Петрозаводске многие пешеходные дорожки имеют крутые уклоны, неровности (горбы, ямы, трещины) или высокие ступени (поребрики, особенно на пересечениях с автомобильными дорогами), и порой непролазную грязь, и нередко являются труднопроходимыми даже для здоровых людей, не говоря о лицах пожилого возраста или с ограниченными возможностями.
Пешеходы на дорожках часто спотыкаются о различные препятствия. Когда сыро или выпадает снег и наступает гололед, на больших уклонах становится особенно скользко и опасно. Поэтому использование существующих пешеходных дорожек нередко представляет опасность для горожан.
Нередко существующие дорожки провалились и находятся ниже уровня земли. Поэтому, при дожде или таянии снега, из-за отсутствия водоотвода, многие дорожки «по колено» заливает водой, образуются большие лужи, кругом грязь, слякоть и часто дорожки становятся вообще непроходимыми.
А весной на пешеходных дорожках тоже начинается распутица. Дорожки становятся непроходимыми из-за снежной «каши» с водой, которую некуда убрать.
Ранее, в городе было модно укладывать пешеходные дорожки из бетонных плиток. К настоящему времени, из-за попадания воды и просадки под ними грунтов, все они находятся в плачевном состоянии - провалились, перекосились или разрушились (см. фото 6 – DSC00816). Из-за провалов в стыках между плитками, отлетают каблуки (шпильки) и набойки туфелек, что чревато вывихами ног, падениями и травмами, также возникают проблемы перемещения (как по шпалам) у мам с детскими колясками, у людей пожилого возраста и с ограниченными возможностями, при транспортировке саквояжа на тележке и т.д.
Из-за отсутствия в городе нормальных пешеходных дорожек и наличия различных препятствий у пешеходов наблюдается много случаев падений, ушибов, травм, переломов и прочих последствий с потерей трудоспособности, ущербом для здоровья и убытками для семьи и общества. В какие «финансы» в целом это выливается?
К сожалению, такая статистика «О количестве людей получивших травмы на пешеходных дорожках, и особенно в гололед?» не ведется. Вероятно, цифры будут удручающими. Не зря, на злобу дня у нас распространена шуточная поговорка: «Шел, упал, проснулся, гипс».
К примеру, на Древлянке особенно неблагоустроенны в этом плане кварталы от Лососинского шоссе по нечетной стороне в сторону котеджной застройки. На основной пешеходной дорожке от остановки (напротив Столицы) до жилого квартала между ул. Интернационалистов и Лесным проспектом трудно передвигаться из-за поребриков, которые находится в разных уровнях на пересечениях четырех-шести дорог - итого приходится преодолевать 8-12 поребриков (см. фото 7 – DSC00769). Кроме того, дорожка узкая, большие уклоны, много грязи, кругом лужи, отсутствуют пешеходные переходы. Водители вообще не пропускают пешеходов. Особенно трудно передвигаться по ней женщинам с колясками и пожилым людям. А по этой дорожке ходят толпы народа, и сейчас ее можно сравнить с полосой препятствий (см. фото 8 – DSC00770, фото 9 – DSC00772, фото 10 – DSC00773, фото 11 – DSC00778, фото 12 – DSC00793).
Кроме того, инфраструктура города абсолютно не приспособлена для адаптации городской среды для людей с ограниченными возможностями, которые по закону должны иметь равный доступ ко всем объектам жизнедеятельности:
- отсутствуют пандусы в учреждениях, магазинах, на остановках для посадки на общественный транспорт и т.д.;
- различные преграды (поребрики и т.д.) на пути движения;
- большие углы наклона пешеходных дорожек (горки) на пересечениях с проезжей частью дорог и других местах;
И таких примеров у нас на каждом шагу, мы о них постоянно спотыкаемся. Все эти проблемы создают дискомфорт для жителей города, и всем от этого плохо. И почему-то, все мы уже привыкли к этому беспорядку, не замечаем его и воспринимаем как обыденное. Когда же на эту сферу обратят внимание, и создадут нормальные условия для пешеходов?
Есть хороший английский опыт, когда после строительства и заселения домов ждут, где народ натопчет тропинки, т.е. наиболее удобные и короткие направления, и только после этого приступают к строительству пешеходных дорожек и облагораживанию территории. На мой взгляд, разумно последовать опыту англичан. У нас же, есть много примеров заасфальтированных дорожек, по которым народ совсем не ходит, а прокладывают тропинки рядом, по наикратчайшему пути.
Что можно сделать для удобства пешеходов:
- сооружать пешеходные дорожки там, где ходит народ;
- заменить покрытия из бетонной плитки (укладываемое вручную) на пешеходных дорожках на значительно более дешевое асфальтированное покрытие.
- спрямить некоторые участки дорожек;
- убрать на пути пешеходов все препятствия: поребрики, горбы, ямы, впадины, трещины и т.д. Пешеходные дорожки на пересечениях с автомобильной дорогой должны быть в одном уровне с проезжей частью;
- уменьшить продольные уклоны;
- обеспечить водоотвод с пешеходных дорожек (на горизонтальных участках, где дорожки низко – их уровень нужно поднять на 10-15 см выше уровня земли), в т.ч. сделать двух или односкатный поперечный профиль поверхности асфальтового покрытия для стока воды и предотвращения образования луж;
- обеспечить для людей с ограниченными возможностями безбарьерную среду (сделать пандусы в местах, там где это необходимо) К примеру, в г.Нальчике для людей с ограниченными возможностями выделен специальный транспорт и дооборудованы остановки для посадки в транспорт.
- оборудовать лежачими полицейскими и произвести разметку зебры (в целях безопасности пешеходов) на пересечениях пешеходных дорожек с проезжей частью автомобильных дорог.
В настоящее время ремонт дорог, тротуаров во дворах и межквартальных проездах относится к ведению управляющих компаний. Не понятно, почему возложили не свойственные им функции на управляющие компании, ТСЖ, которые ввиду раздробленности (как у семи нянек) по управлению жилфондом и отсутствия необходимой базы и технических средств не в состоянии решать эти вопросы. Логично, снять с них эти обязанности и оставить за ними только уборку дворовых территорий.
В данном случае, строительство, реконструкция и текущий ремонт (ямочный ремонт асфальтовых покрытий, уширение дворовых территорий для увеличения мест стоянок автомобилей и обустройство пешеходных дорожек) - это смежные, тесно связанные друг с другом вопросы. Следовательно, для решения этих вопросов нужна специализированная организация, например, при «Службе благоустройства», в которой должны быть сосредоточены («в одних руках») единая техническая база и специалисты, и которая смогла бы комплексно решать все проблемы благоустройства во дворах нашего города.
Критерием качества всех пешеходных дорожек должны быть условия, обеспечивающие безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями, позволяющие им на инвалидных колясках беспрепятственно передвигаться от своего дома до остановок, магазинов и других учреждений. Поэтому, на пешеходных дорожках требования к качеству (ровности) покрытия должны быть как на асфальтированных автомобильных дорогах. Тогда будет комфортно всем категориям граждан.
При реконструкции дворовых территорий нельзя забывать и о прочем благоустройстве (зеленые насаждения, зоны отдыха, игровые и спортивные площадки). Все вопросы нужно решать в комплексе. Тогда и молодежь больше будет тянуться к спорту и в целом улучшится социально-психологическая обстановка в обществе.
С хорошими асфальтированными пешеходными дорожками легче будет решать проблему чистоты и уюта нашего города.
Как сказал, ныне Премьер-Министр РФ Д.А.Медведев, в городах и населенных пунктах нужно благоустроить каждый клочок территории, за который должен быть кто-то ответственным.
Что мы видим, пересекая границу с Финляндией. Везде чисто, аккуратно, комфортно, продуманно. Это должно быть образцом для подражания.
А чем, мы хуже. К сожалению, мы уже перестали уважать себя. Пора бы и нам начинать улучшать свою жизнь, и по возможности тянуться к европейскому уровню. Неблагоустроенность держит человека в напряженном состоянии. Не зря говорят, что среда обитания формирует человека. Какого человека, и с какой культурой мы формируем при существующем отношении?
Считаю, что для решения указанных выше вопросов, до весны следующего года нужно составить предварительные комплексные проекты по обустройству дворовых территорий, подъездов и подходов к остановкам, магазинам, учреждениям и т.д., и другим мероприятиям по благоустройству с определением их примерной сметной стоимости, а весной, после схода снега уточненные окончательные проекты, по которым можно было бы приступить к реконструкции этих территорий. При больших объемах указанных работ (а не разовых), если «запустить» их на поток, стоимость будет существенно удешевляться. Теперь вопрос в организации всего этого процесса, системном подходе и финансировании. Для этого нужна только воля.
Согласно п.1 ст.39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества (перечень его приведен в п.1 ст.36) в многоквартирном доме, в т.ч. и благоустройство дворовых территорий. В данном случае, это распространяется и на парковки для машин.
Пешеходные же дорожки являются объектами общего пользования, и поэтому все расходы по их содержанию и ремонту должны нести органы местного самоуправления. Но, ввиду невысокого жизненного уровня в настоящее время, горожане не в состоянии нести расходы на обустройство и расширение мест парковок.
С другой стороны, возникает вопрос, как делить территорию дворов и расходы между домами, если, в соседних домах, как в калейдоскопе, разные управляющие компании???
Очевидно, что нужно сначала привести в порядок инфраструктуру дворовых территорий, поставить всех в равные стартовые условия, и только потом можно будет перекладывать расходы по ремонту дворовых территорий на жильцов. Из этого следует, что на данном этапе строительство объектов и реконструкцию дворовых территорий (парковки и пешеходные дорожки) можно осуществить только за счет бюджета.
В Москве на решение этих проблем, кроме муниципальных ресурсов, уже подключены федеральные.
Нужно переориентировать часть финансовых ресурсов, предназначенных для строительства автомобильных дорог на строительство парковок и пешеходных дорожек. По затратам на единицу площади и по объемам эта работа многократно и несопоставимо ниже строительства автодорог.
К весне Минэкономразвития РФ разработает единый стандарт благоустройства территорий - Регламент по благоустройству. Это уже веяние времени, и Петрозаводск в этом вопросе может внести свою лепту.
В качестве законодательной инициативы Законодательное Собрание Республики Карелия могло бы внести в указанный Регламент следующие вопросы (более детально должны сформулировать специалисты):
1.При проектировании мест парковок у многоэтажных домов для увеличения их вместимости рекомендовать как наиболее предпочтительную – параллельную схему парковок (перпендикулярную проезжей части);
2.Количество мест парковок автомобилей у каждого многоэтажного дома д.б. не менее, например 40-50% от количества квартир в доме (определиться с учетом роста автомобилей), а при новом строительстве – полная обеспеченность.
3.Обеспечить безбарьерную среду для всех категорий населения:
а) На пересечениях пешеходных дорожек с автомобильными дорогами покрытие дорожки должно быть в одном уровне с проезжей частью;
б) На пешеходных дорожках не должно быть препятствий (поребриков, уступов, крутых подъемов и спусков, особенно у проезжей части автодорог), затрудняющих движение пешеходов;
в) На пешеходных дорожках должен быть обеспечен надежный водоотвод, их уровень на горизонтальных участках должен находиться выше уровня земли не менее, чем на 10-15 см;
г) В учреждениях, магазинах, остановках и там где необходимо, должны быть оборудованы пандусы для людей с ограниченными возможностями.
4.Окончательное строительство пешеходных дорожек проводить после заселения домов в кварталах жилой застройки, и определения наиболее предпочтительных для пешеходов направлений движения;
5.Оставить за управляющими компаниями только функции содержания (уборки) дворовых территорий;
6.Строительство, реконструкцию и ремонт дворовых территорий должны осуществлять органы местного самоуправления. Затраты на эти цели (кроме ремонта асфальтового покрытия) относятся к расходам органов местного самоуправления.
7.Затраты по ремонту асфальтовых покрытий (после повсеместного приведения дворов к единым стартовым условиям) и содержанию дворовых территорий относятся на собственников - жильцов дворовых территорий.

Р.S.: По вопросу организации автобусного сообщения для граждан с ограниченными возможностями. Очевидно, что технически нет больших проблем оборудовать автобусные остановки наклонными металлическими перфорированными пандусами для посадки людей с ограниченными возможностями на инвалидных колясках в общественный транспорт.
Для этих целей можно выделить специальные низкопольные автобусы без сидений (которые можно убрать), оборудовать их подъемными аппарелями (для соединения с пандусами на остановках), назначить одного человека, совмещающего обязанности кондуктора и функции оказания помощи в посадке и высадке людей. Тогда мы откроем дорогу в свет нашим гражданам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Полагаю, что все эти три проблемы необходимо решать в комплексе и системно.
Каждый в своей квартире старается создать комфорт и уют. Почему же мы не делаем этого в нашей большой квартире – по названию «город».
Выполнение программы предлагаю осуществлять под призывом «ПАРКОВКИ - В КАЖДЫЙ ДВОР», «Нам нужны нормальные пешеходные дорожки, а не пешеходное «бездорожье». Эти призывы должны стать не только лозунгами, но и ПРОГРАММОЙ БЛАГОУСТРОЙСТВА НАШЕГО ГОРОДА. Другого решения нет.
Денег в бюджете не хватало, и не будет хватать. Поэтому, выделенные на реализацию дорожных проектов денежные ресурсы нужно переориентировать на обустройство дворовых территорий.
Нам нужен не капитальный ремонт дворовых территорий, нам нужна полная реконструкция дворовых территорий, с учетом современных требований и комфортности, включающая увеличение емкости парковок (за счет уширения проезжей части дворовых территорий), обустройство пешеходных дорожек по наиболее рациональной схеме размещения с учетом мнения жителей этих территорий и ликвидация ненужных тупиков.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Продольная схема парковки во дворе дома. – DSC00797;
2. Параллельная схема парковки – DSC00807;
3. Тупик во дворе. Между тупиком и проездом (слева – напротив фасада дома) расстояние всего 6 метров. За тупиком виден выезд из квартала – DSC00780;
4 Тот же тупик, что и на снимке № DSC00780. На снимке видна центральная пешеходная дорожка. – DSC00782;
5. Многоэтажные дома, расположенные внутри квартала. У каждого дома заметны тупики. На всем протяжении центральной пешеходной дорожке, которая находится рядом с проездом вдоль фасадов домов, отсутствует движение пешеходов. Из-за этой дорожки сделаны тупики, преграждающие сквозной проезд и выезд из квартала - DSC00784;
6. Пешеходная дорожка из железобетонных плит. Все плиты перекошены. Пешеходы предпочитают обходить дорожку с двух сторон. – DSC00816;
7. Пешеходная дорожка по направлению к остановке, напротив Торгового центра «Столица». Пересечение двух дорог с четырьмя поребриками – большое испытание для старшего поколения. – DSC00769;
8. Поребрики на пешеходной дорожке – DSC00770;
9. Поребрики на пешеходной дорожке. На переднем плане узкая дорожка из бетонных плит. Плиты разошлись и перекошены. – DSC00772;
10. Большой уклон на пешеходной дорожке в сторону проезжей части. Опасно соскальзыванием пешехода во время гололеда под колеса автомобиля. – DSC00773;
11. Поребрики на пересечении тротуара (параллельного квартальному проезду) с проезжей частью во дворы. – DSC00778;
12. Пешеходная тропа (дорожкой трудно назвать) к детским объединениям №119 и №121. Асфальтированной дорожкой (которая находится рядом немного правее - видна за травой), почти не пользуются. – DSC00793;

АФАНАСЬЕВ ВЛАДИМИР АКИНДИНОВИЧ, инженер

октябрь 2010г.


afavlad 12:15 - 28.08.2013

Комментарии

Всего 4 комментария

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы оставлять комментарии

0

Открыл, пролистал, комментнул, закрыл

0

Мое предложение о решении проблем с...

- Уничтожить и заасфальтировать газоны
- Уничтожить и заасфальтировать децкие площадки
- При движении по дворовым территориям установить приоритет молодых уебанов за рулем

Профинансировать данные меры путем взимания специального налога на граждан, НЕ имеющих в собственности ТС более 100 лс

PS: Вышенаписанное являеся аккумулированной мудростью владельцев лады-седан не позднее 1991 года выпуска Laughing

0

VovanSydorych,

Цитата:
PS: Вышенаписанное являеся аккумулированной мудростью владельцев лады-седан не позднее 1991 года выпуска
+ заниженной лады-седан с глушителем побольше и самыми дешевыми фарами с псевдоксеноном.

0

tl;dr

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы оставлять комментарии

Наверх