0 из 0

Создать тему

Октябрьский район. История микрорайона.

8

Октябрьский район

Октябрьский район – жилой массив вдоль Октябрьского проспекта, между берегом Онежского озера и улицей Советской. Главной улицей является Октябрьский проспект.

На плане города начала XX века на месте проспекта нет никаких отмеченных построек. Все потому что в осенне-весенний период это место из-за торфа и чернозема слоем в 6-7 метров, а также под влиянием поверхностных вод превращалось в непролазную чащу.

Жители старого Петрозаводска здесь не селились, но везде, где можно, возделывали огороды. Несмотря на то, что домов здесь не было, к месту городских огородов ходил общественный транспорт – извозчики. Проезд от центра города до огородов стоил 2 гривенника.

До 30-х годов ХХ века никаких домов и предприятий в Октябрьском районе не было. Лишь в начале 30-х годов у дороги в Соломенное (вблизи современной улицы Московской) был построен гидроаэродром. В 1934 году было создано авиационное подразделение местных воздушных линий. На самолетах-амфибиях, имевших 1-2 пассажирских места, выполнялись полеты из Петрозаводска в Пудож, Шуньгу, Ухту. За 1934 было перевезено около 100 пассажиров, а в 1940 году уже 1100.

В довоенные годы на улице Федосовой (когда-то она называлась Военной), находилось немало различных лечебных учреждений. В начале 1926 года в двухэтажном здании было открыто терапевтическое отделение Петрозаводской Центральной больницы. На этой же улице располагалась и психиатрическая больница.

Началась Великая Отечественная война. Город Петрозаводск был оккупирован финскими войсками. Голод. Именно огороды спасали жителей от неминуемой смерти. Вот, что вспоминает об этом периоде петрозаводчанка Евгения Александровна Смольникова: «…меня комендатура отправила работать санитаркой в психбольницу. Нам, русским, выдавали разовые карточки – получали по ним 200-300 граммов хлеба, карелам – зеленые по 400 граммов. Первую зиму голодали. В районе нынешнего Октябрьского проспекта в поле собирали капустные листья, жарили на парафине лепешки, пили чай с сахарином.
В свободное время сидели дома, лишь иногда с подругами ходили по Соломенскому шоссе к гидропорту (ныне угол ул. Московской и наб. Варкауса)».

В июньские дни 1944 финны покинули Петрозаводск и началось возрождение разрушенных войной зданий. Нужны были строительные материалы. В октябрьские дни 1947 года на базе предприятия «Стройсталь» был создан Петрозаводский деревообрабатывающий комбинат. Он поставлял строителям города разнообразные строительные материалы - половую доску, рамы и т.д.

22 апреля 1945 года в городе началось строительство Петрозаводского домостроительного комбината (ДСК), одного из предприятий, выпускающих дома. В апреле 1948 года ДСК был пущен в эксплуатацию. Комбинат был одним из первых предприятий заводского домостроения в стране. Двух- и трехлетние каркасные сборные дома отправлялись в различные регионы страны: в Среднюю Азию, Казахстан, на Урал, на Дон и т.д. В 1948 предприятием было изготовлено уже 500 домов.

Вокруг ДСК стал вырастать поселок. Он стал первым поселением в районе будущего Октябрьского проспекта, который постоянно разрастался.

В августе 1949 года на карте города появилась новая улица «Широкая», названная так из-за своей необычной ширины. Газета «Комсомолец» 5 декабря 1964 года написала: «Эта улица, пожалуй, единственная в своем роде. От начала до конца ее тянется высоковольтная линия, опирающаяся на гигантские столбы (пирамиды). По обеим сторонам улицы встали дома. Улица называется «Широкая» - она действительно широкая и прямая».

Улицы «Широкой» уже нет на карте Петрозаводска, остался лишь переулок «Широкий», который берет начало от ул. Зайцева, на Юго-запад до Октябрьского проспекта рядом с Мурманской. Наименование переулку присвоено в январе 1960 года. Эта улица является родоначальником Октябрьского района.

В 1961 году улицу Широкую переименовали. Она стала называться улицей Патриса Лумумбы, поддерживающего освободительное движение в странах Африки, и просуществовала с таким названием 6 лет до 1967 года. А 9 февраля 1960 года Советом Министров КАССР был утвержден проект размещения строительства на 1959-1965 гг. Первоочередной площадкой многоэтажного строительства являлась территория площадью 80 га, расположенная в районе между Соломенским шоссе, федеральной подстанцией №1, шоссе 1-го мая и ул. Мурманской. Авторами проекта застройки района выступили архитекторы «Ленгипрогора» Дубяго и Карм.

В начале 60-х годов в день празднования 40-летия Карельской трудовой коммуны на пустыре вдоль Соломенского шоссе был заложен первый камень Петрозаводского завода бумагоделательного машиностроения. «Тяжбуммаш», «Целлюлозмаш», «Петрозаводскмаш», АО «Петрозаводскмаш» - таковы названия завода за 47 лет его существования. Он определил создание в республике новой отрасли отечественного машиностроения.
Одновременно со строительством корпусов нового завода готовились площадки для жилых домов работников предприятия. Строительство этих домов началось летом 1963 года. Тогда же началось строительство магазинов, школ, детских садов, велось благоустройство и озеленение площадок.

В середине 60-х годов вышел указ, согласно которому все средства на строительство аккумулировались в одних руках, которыми в Петрозаводске стал горисполком. Тогда же появилось направление капитального строительства (УКС). Поскольку появилось не только достаточное количество денег, но и заказчиков, район продолжал разрастаться.

Накопив опыт на первых домах, строители продолжали работу на всех площадках первого в Петрозаводске микрорайона. Так, с началом строительства, все пятиэтажные дома приписывались к улице Нововосточной, которая в октябре 1967 была переименована в Ленинградскую. В этом же году на улице Ленинградской был открыт филиал Ленинградской ордена Ленина консерватории им. Римского Корсакова.

Застройка многих улиц велась именно в 60-е годы прошлого столетия. Многим улицам были даны названия в честь городов и поселков нашей страны. Таковыми в районе являются улицы Кондопожская, Виданская, Бесовецкая, Московская, Мурманская. Улица Мурманская получила свое название не в честь города Мурманска. Образование улицы связано с Мурманской железной дорогой (теперь Октябрьской железной дорогой). По улице проходил водопровод от Онежского озера для нужд железной дороги.

Большая часть улиц, примыкающих к Октябрьскому проспекту, носит имена героев Великой Отечественной воины. Это улицы: А. М. Лисицыной, М. В. Мелентьевой, В.М. Зайцева, а так же улицы Краснодонцев и Краснофлотская. На улицах микрорайона установлены памятники героям Советского союза, нашим землякам: А. М. Лисицыной, М. В. Мелентьевой, В. М. Зайцеву. Эти люди совершили свои подвиги в годы Великой Отечественной Войны и посмертно награждены высоким званием героев. На пересечении улиц Московской и Октябрьского проспекта в 1996 появилась площадь маршала Г. К. Жукова, четырежды героя Советского Союза, а 9 мая 2000 года был установлен его памятник. Автором памятника Жукову был скульптор Людвиг Давидян.

Необычный памятник установлен с другой стороны проспекта – птица. Он символизирует собой счастливую, свободную жизнь. Этот символ пришел из северных русских поселений, где птица, сделанная из дерева, была украшением каждого дома и отгоняла от него все беды и несчастья. А рядом со скульптурой птицы расположены плиты. Под ними находятся капсулы со священной землей из городов-героев нашей страны.

От площади Жукова к озеру спускается бульвар «Победы», названный так в 1999 году, в канун 55-летия Победы. Бульвар выходит к парку, заложенному на берегу озера вдоль набережной Варкауса.

Одной из красивейших улиц микрорайона является набережная Варкауса. Ранее здесь было продолжение улицы Кирова, с 1940 по 1969 гг. проходило Соломенское шоссе, а в сентябре 1979 года улица была переименована и названа в честь финского города-побратима Варкауса.


ig_radionov 20:26 - 24.05.2010

Комментарии

Всего 8 комментариев

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы оставлять комментарии

0

Спасибо за историческую справку. Район действительно самобытный. Кстати, бульвар "Победы" сейчас реконструируется - кладется тротуарная плитка, работает стройплощадка по благоустройству. Пока непонятно что затеяли строители, но где-то в глубине ставят фундамент и пилят камень. Будет очередной фонтан?

Отдельное спасибо за правильную типографику. Thumbs Up

0

там будет установлен памятник карельским пограничникам

0

Кстати, там и до реконструкции стоял памятный камень пограничникам... видимо решили расширить мемориал?

0

Расскажите плиз про Зареку, там, возле Онеги, многое происходило в до- и послевоенные годы.

0

спасибо за статью )) приятно прочитать историю родного района ))
Но, кажется, есть пара опечаток, а может я чего-то не понимаю:
"Тогда же появилось направление капитального строительства (УКС)" - направление или управление?
"Двух- и трехлетние каркасные сборные дома отправлялись в различные регионы страны" - трехлетние или трехэтажные?

0

mikhtarasov, Laughing с уксом прикольно))

0

картинок не хватает Sad

1

DJ Doa, Картинок явно не хватает. Особенно хотелось бы из семейных альбомов. Уверен, что там много интересного.

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы оставлять комментарии

Наверх